Туристический поход по Тункинским Гольцам летом 2010. Часть 15 — окончание

Опубликовано 2013-07-31
Рубрика: Отдыхаем | 10 комментариев

Последние метры до перевала Шумак
Закончился наш отдых в славной Евпатории и снова начались трудовые будни. Но прежде, чем продолжить логическое повествование на нашем блоге dubrovskie.ru о жизни текущей, надо бы закрыть один должок…

Серия постов о походе по Тункинским Гольцам так и не была мною дописана. Оправдания этому нет, подзабил малость, поэтому хочу это исправить.

Кто следил за повествованием о походе, тому будет необходимо освежить в памяти события того времени и сделать это можно здесь. А если кому интересно прочитать всю серию постов, то начать можно с этого места.

Два дня пребывания на Шумаке ‒ это мало. Но для туристов, идущих по маршруту, долгие остановки губительны. Они расслабляют, что затем негативно может сказаться на группе в целом. Поэтому после обеда 2-го дня нахождения на Шумаке, мы снова вышли на маршрут, который вел нас на одноименный перевал Шумак и далее к выходу в цивилизацию. Было немного грустно, но у каждого участника в голове сидела мысль о том, что надо сюда вернуться. В Шумак, если влюбляешься, то это на всю жизнь.

Путь к перевалу Шумак был понятен и очевиден, т.к. представлял из себя вполне приличную тропу (ещё бы, сотни туристов ежегодно), поэтому на карту можно было не ориентироваться. Шли себе спокойно, периодически встречаясь  с другими туристами. Путь от парка Шумак до перевала идет в основном с набором высоты, причем постоянным, но не сильным и лишь местами можно расслабиться, идя по ровной поверхности или даже под горку. По-хорошему до перевала был один полный ходовой день. Соответственно выход в обед означал ночевку в пути.

Каких-то особенных приключений с нами за период пути до перевала не случилось, наслаждались видами.
Водопад
Озеро

Сам перевал предстал перед нами где-то в обед на следующий день. И лично мне дался нелегко. Видимо через  чур расслабился в парке. Когда пошел основной набор высоты, я довольно быстро выдохся. Ноги просто не хотели идти. Наверно, сказывалось кислородное голодание, которое на 2700—3000 метрах вполне может проявляться. Но благо не все участники группы также тяжко ползли в гору. Поэтому было на кого ориентироваться и ставить в пример перед самим собой. Пристрелите меня

И всё же мы забрались на него. Виды с перевала шикарные.
Вид с перевала откуда мы пришли
Вид с перевала на наш будущий путь
Вид на соседние горы
На самом перевале и на пути к нему мы постоянно были не одни. Группа за группой туристов переходила перевал нам на встречу. Удалось пообщаться и с туристами с Украины (украинские блоггеры, а вам слабо?), а также сделать маленькую фотоссесию, в том числе с бурятами и их лошадьми. Лошади на перевале Шумак ‒ это нечто.
Седловина перевала Шумак
Мы на перевале Шумак
Лошади на пути к перевалу
Лошади на самом перевале

Примерно в это же время, но в 2003 году на этом же самом перевале лежал снег покалено и стоял туман, тогда было немного жутко (скан с фото).
Вид с перевала в один из дней августа 2003

Спуск с перевала был не такой проблемный и тяжелый как подъем. Во-первых, ‒ он не такой крутой, как подъем; во-вторых, ‒ это всё-таки спуск :) .  Спустились с основной кручи, почти сразу же встали на обед, а потом снова в путь. Теперь шлось значительно легче, потому как постоянно вниз. Путь до ночевки проделали без проблем, только устали (говорю за себя). Мы немного отставали от графика, поэтому приходилось задавать темп. Мысль о ночевке застала нас в первом же попавшемся нам лесу, который облюбовали коровы. Следы их пребывания были всюду. Место оказалось пригодным для лагеря, но коровьи лепешки портили весь вид. Идти дальше было рискованно, т.к. в горах не всегда можно найти место близкое к воде да ещё с дровами и относительно ровное, а время поджимало. Поэтому решили остановиться здесь, предварительно расчистив место от коровьих мин. К тому же тут и костровище готовое было.
Ужин прошел спокойно, а самое интересное началось ночью.

Часа в 2-3 ночи я проснулся от того, что кто-то бродил около лагеря и шумно дышал. КОРОВЫ! Мать их… Жутковато, однако. В голове возникла лишь одна мысль, как бы это стадо от какого-нибудь шороха не ломанулось через лагерь. И вот лежали мы в палатке и слушали, как коровы бродят между палаток, чего-то жуют и шумно дышат. В итоге их всё же что-то спугнуло, и они куда-то побежали, ломая сухие ветки копытами и шлепая ими же по камням. Палаток они не тронули. Уф-ф…

Вывод, не хрена ставить палатки там, где есть коровьи или чьи-либо другие мины.

Следующий день пути прошел ещё спокойнее. Угол спуска увеличился, мы всё глубже спускались в лесную зону. К обеду вышли к развилке, на которой уходили в сторону перевала Хубуты в самом начале похода. Таким образом, круг нитки маршрута замкнулся. Ночевали в этот день там же, где и в первую ночь похода. На прощание горы подарили нам хороший ливень с градом за ужином.
Град
Дорога-река

На следующий день мы вышли к стоянке машин на Сухом ручье, где нас должен был забрать тот же водитель, что забирал нас из Слюдянки, в установленный час. Сухой ручей после ливня накануне уже не был таким сухим и нам пришлось замочить ноги, переходя его вброд.

Фото на стоянке машин, заполняю свой походный блокнот, ожидаем такси.
Первые проблески цивилизации

К половине пути до Слюдянки начала появляться сотовая связь и все, конечно, взялись за мобильники, выполнявшие в походе лишь функцию будильников. Время до самолета у нас ещё было немногим более суток, и мы не хотели его терять просто так в Слюдянке.
Первым делом наведались мы в местную баню, попали на женский день, поэтому парни мылись холодной водой. Далее заглянули в местное отделение МЧС, которое радушно предоставляет туристам постой на своей территории прямо на берегу Байкала.
Байкал
Территория вполне сносно оборудована местом для приготовления и принятия пищи, туалетом и лужайкой для палаток.
В гостях у МЧС
Бросили там своё барахло и, конечно, отправились в магазин за благами цивилизации. В длительном походе всегда о чем-нибудь мечтаешь в плане еды и, что самое прекрасное, мечты сбываются! Кроме нас на постое у МЧС находились ещё несколько групп туристов, кто, как и мы, уже вышел с маршрута, а кто только собирался покорять горы и реки.

На следующий день перед отъездом в Иркутск мы поселили местную достопримечательность – музей камней или музей минералов Жигалова.
Музей камней в Слюдянке

Опубликовать в Одноклассники

Просмотров: 162

1. izvozshik 01 Авг 2013 20:10 Цитировать

Интереснейшая прогулка. А я вот про горы больше читать люблю, а не ходить по ним. А познавать мир предпочитаю за рулем. А коровы — дело знакомое. На рыбалке часто встречался с ними и ни разу они не тронули какое либо имущество — просто проходили мимо...

Дубровский ответил(а):

Я житель Среднего Поволжья, но горы полюбил с первого взгляда. Поэтому к ним периодически тянет. С их вершин можно бесконечно любоваться окружающими пейзажами.

Я из тех людей, кто увлекается всем понемногу, и не фонатеет ни от чего конкретного. Всего хорошего должно быть в меру.

А коров я люблю, просто ночью в лесу в горах любой шорох за палаткой слегка напрягает, к тому же ведь темень вокруг, мало ли куда корова двинется.

2. Кристина 03 Авг 2013 16:33 Цитировать

До чего же бесподобная природа!

Дубровский ответил(а):

Не то слово, глазами не насмотреться.

3. Елена 09 Авг 2013 09:58 Цитировать

Ребята, маладцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вы в своем репертуаре... А украинским блогерам не слабо. В ваши годы мы тоже покоряли горы — прогулка по Кавказу оставила неизгладимое впечатление на долгие годы. Правда тогда таких умных фотоаппаратов не было. Остались страшненькие черно-белые фотографии.

А коровы просто рассмешили))) Я 12 лет держала в хозяйстве буренку. От души улыбнулась вашим страхам — это действительно безобидные животные.

Фотографии — суперские. Спасибо за очередное путешествие.

Дубровский ответил(а):

Лена, про наши годы не надо. В горы ходят в любом возрасте.

4. Елена Семиделуха 15 Авг 2013 10:38 Цитировать

Вот всё думаю, дети немного подрастут и сможем выбраться тоже...

Фотки классные!!! Горы впечатляют! Красотища!

Дубровский ответил(а):

Давайте-давайте, Лена. Я тоже на детей немного уповаю, подрастут, буду чаще их брать с собой.

5. Ирни 08 Окт 2013 05:10 Цитировать

Как украинский блоггер сообщаю, что о Шумаке знаю и который год мечтаю попасть туда. Пока это, увы, лишенная конкретики, мечта. Мы — зрелая пара, у нас своя «походная манера» — рюкзаки легкие, спальники летние, ходим медленно... Пока думаем, как осилить этот поход и не нести при этом на спине вес. Дима, какие ночные температуры были? Какой нужен спальник?

Дубровский ответил(а):

Могу сказать лишь за период с середины июля до первых чисел августа. В этот поход, что описан на блоге, температуры ночью были не ниже 10 градусов. Спальник у меня рассчитан на -5 (экстремальная). Он вполне устроил. На самом Шумаке есть небольшой шанс попасть в зимовье, там печка, соответственно тепло. Но в целом надо понимать, что это горы и погода там непредсказуемая. Я на Шумаке был дважды и оба раза в июле, первый раз под перевалом попали под снег, соответственно и температура была минусовая. Если хотите налегке, то это либо сплошной риск, либо привлекать лошадей (или вертолет).

Кстати, в 2010 году на самом Шумаке работал магазин. Цены, конечно, в 2 раза, но зато можно было не тащить с собой много еды.

[Ответить]

:) :( ;) :-P :-D *CRAZY* *acute* *rose* *drink* more »